Толстоухов Максим Леонтьевич (???? — 1711) — иерей (соборный белый поп), Албазинский священник, первый известный православный священник в Китае.
Максим Леонтьевич Толстоухов предположительно был родным братом священника илимской Спасской церкви Амвросия Леонтьева Толстоухова.
В 1683 году Максим Леонтьев сын Толстоухов — священник в Албазинском остроге.
17 июля 1683 году приказчик Албазинского осторога И. Семенов отправил на реку Амгунь в Дукинское зимовье десятника Гришку Самойлова во главе отряда из 20 казаков, к которым присоединились 46 промышленных людей и священник Максим Леонтьев сын Толстоухов, то есть всего 67 человек (по другим данным их было - 73). 27 июля в полутора днях пути ниже устья р. Зея отряд встретил большое маньчжурское войско. Маньчжуры коварно пригласили Г. Самойлова "к себе на честь хлеба есть" и, когда он с десятью казаками и о. Максимом прибыл к ним, захватили их в плен. Г. Самойлову удалось предупредить свой отряд об опасности, но не все поверили в реальность угрозы. В итоге общее число захваченных маньчжурами албазинцев достигло 29 человек, остальные бежали по суше в Селембинский острог, а затем дальше в Удский. Таким образом М. Толстоухов попал в Китай именно с этой группой Албазинских казаков плененных на Амуре в 1683 г. и составивших ядро русской православной диаспоры в Пекине, к которому позже присоединятся другие албазинцы.
Русские, переправленные в Пекин, были зачислены в «русскую роту» императорской гвардии, приписаны к "второму желтому знамени” восьмизнаменных войск и расселены в переулке Хуцзяцюань на северо-востоке Пекина (Дунчжимэньнэй). Пленникам были предоставлены квартиры, наделы земли и жалование, холостым дали жён. С тем, чтобы эти люди могли отправлять свои религиозные обряды, цинское правительство передало в их распоряжение ламаистскую кумирню, посвященную Гуаньгуну.
Цинское правительство причислило отца Максима к чиновникам 7-го разряда, разрешив ему заниматься религиозной деятельностью.
Максим Леонтьев сын Толстоухов обратил монгольскую кумирню в часовню во имя святителя Николая Чудотворца. Китайцы ее называли "Лочамяо” ("русской кумирней”), либо "Бэйгуань” ("Северным подворьем”). Там вплоть до 1695 года он совершал богослужения, обслуживая духовные нужды своей паствы. Специальных помощников у отца Максима не было, обязанности чтецов и певцов, а также церковного старосты исполняли сами албазинцы. Имел сына, который также помогал ему в проведении церковных служб.
Существует предание, что албазинцы вскоре приняли участие в одном походе маньчжуров против западных монголов. Возможно, что с ними также был и албазинский священник отец Максим.
6 июня 1695 г. митрополит Сибирский и Тобольский Игнатий отправил из Тобольска в Китай с торговыми людьми дьякона соборной церкви Лаврентия Иванова. Тем же числом датирована грамота митрополита Игнатия в Пекин, отправленная с дьяконом, в которой архиерей послал "проповеднику святого Евангелия в китайском царствии, благоговейному иерею Максиму Леонтьеву и всем православным христианам, обитающим в китайском царствии, архипастырское благословение". В 1696 году Л. Иванов добрался до Пекина, куда доставил помимо грамоты антимис, миро и масло "со всякими церковными потребами" для освящения церкви "во имя с. Софии премудрости Божией".
В 1696 году отец Максим совместно с прибывшими из России священнослужителями освятил церковь во имя Святой Софии, однако её так и называли Никольской в честь иконы Николая Чудотворца.
В 1698 г. Петр I, получив отчет Андрея Виниуса о существовании в Пекине небольшой колонии албазинцев, имеющей свой православный храм, живо заинтересовался возможностью создания православной миссии в Китае. В этом же году по указу царя Петра Алексеевича Нерчинскому воеводе И.С. Николаеву было велено собирать у прибывающих из Китая торговых людей сведения о том, где располагалась в Пекине эта русская обитель.
Идея организации православной миссии в Китае была встречена цинским правительством очень настороженно. Дипломатические переговоры не приводили к успеху до 1711 г. Лишь когда священник Максим Леонтьев сын Толстоухов, окормлявший пленённых албазинцев, скончался, китайцы разрешили пропустить на свою территорию православных клириков, причём сфера их деятельности ограничивалась албазинской колонией.
Упоминается в документах:
|