Федоров Тимофей — служилый человек Красноярского острога.
В августе 1701 года Тимошка Федоров в составе посольства, возглавляемого Романом Торгошиным был направлен для переговоров «в Киргизскую землю х калмыцкому зайсану Абе и х киргизским владельцом х Корчюну с товарищи». 20 сентября 1701 года на кыргызской земле в юрте джунгарского уполномоченного Аба-зайсана на мирные переговоры собираются представители воеводы Мусина-Пушкина — Роман Торгошин «со товарищами» и кыргызские князья: алтырский тайша Батур, озерской Мергень Шорло, алтызарские тайши Агалак Кашка, Голега, кубаши, также знатные улусные люди от кнзяза Корчи (который в это время был болен и не смог участвовать в переговорах). Русские потребовали, чтобы кыргызы прислали аманатов (заложников), возвратили угнанных лошадей и "грабленные животы" и чтобы с кыштымов по-прежнему ясак давали. Кыргызы со своей стороны домогались возврата ограбленного в 1700 году красноярцами у 50 юрт в алтысаринском улусе, выдачи без выкупа матери и сестры Корчи и права "с канских (реки Кан) кыштымов имать, спосле государева ясаку, летом, дань свою железом и топорами, и осипами (озупы - палки для выкапывания корней), и орловым перьем (для стрел), кроме соболей, добровольно, а не сильно и не грабежом". Домогался особенно сохранения дани с канских кыштымов озерской князь Шорло. Он объяснял также, что не может дать в аманаты сына, так как тот находится в заложниках у джунгар, а даст племянника Зансая. Вероятно, с этими оговорками и "шертовали" (дали "шерть" - клятву) пред Торгошиным и другими посланцами. Прибывшим затем с возвратившимся в Красноярск Торгошиным кыргызам воевода объявил: «того, чтобы вам, кыргызам, имать с канских ясачных людей дань николи не будет, для того, что они, канские ясачные люди, исстари наших великих государей, и о том многие войны были ... А и преж сего они, канские и ясачные люди, за озерскими князьцы николи не бывали, а бывали они тубинские, а не озерские»... Кыргызские посланцы ответили, что Шорло отказывается от сбора ясака с канских людей. Вероятно, пленные были освобождены, потому что Зансай «Ишею Мергеню внук» оказался в Красноярске, должно быть, в качестве аманата. Но мир был непродолжителен. Уже в 1702 г. «киргизские князцы и улусные люди, по договору своему, с кыштымов своих ясаку не дали и ... аманатов не переменили, и тем договор свой нарушили». Упоминается в документах:
|