Торгошин Роман Яковлевич — Красноярский конной сотни десятник казачий.
В 1671 году Роман Торгошин казачий десятник конной сотни Красноярского острога. 27 декабря 199 (1690) года Роман Торгошин с служилыми людми, был посылан к Тубинскому «князцу» Шандычке из Красноярска, для организации в Красноярске переговоров о его преводе из «Канской земли» на «Сухой Бузим». Однако Шандычка «учинился ослушен, на Бузин не пошел, и в Красноярской не поехал; и после де того у канских ясашных людей запасы и платье пограбил». 20 сентября 1701 года на кыргызской земле в юрте джунгарского уполномоченного Аба-зайсана на мирные переговоры собираются представители воеводы Мусина-Пушкина — Роман Торгошин «со товарищами» и кыргызские князья: алтырский тайша Батур, озерской Мергень Шорло, алтызарские тайши Агалак Кашка, Голега, кубаши, также знатные улусные люди от кнзяза Корчи (который в это время был болен и не смог участвовать в переговорах). Русские потребовали, чтобы кыргызы прислали аманатов (заложников), возвратили угнанных лошадей и "грабленные животы" и чтобы с кыштымов по-прежнему ясак давали. Кыргызы со своей стороны домогались возврата ограбленного в 1700 году красноярцами у 50 юрт в алтысаринском улусе, выдачи без выкупа матери и сестры Корчи и права "с канских (реки Кан) кыштымов имать, спосле государева ясаку, летом, дань свою железом и топорами, и осипами (озупы - палки для выкапывания корней), и орловым перьем (для стрел), кроме соболей, добровольно, а не сильно и не грабежом". Домогался особенно сохранения дани с канских кыштымов озерской князь Шорло. Он объяснял также, что не может дать в аманаты сына, так как тот находится в заложниках у джунгар, а даст племянника Зансая. Вероятно, с этими оговорками и "шертовали" (дали "шерть" - клятву) пред Торгошиным и другими посланцами. Прибывшим затем с возвратившимся в Красноярск Торгошиным кыргызам воевода объявил: «того, чтобы вам, кыргызам, имать с канских ясачных людей дань николи не будет, для того, что они, канские ясачные люди, исстари наших великих государей, и о том многие войны были ... А и преж сего они, канские и ясачные люди, за озерскими князьцы николи не бывали, а бывали они тубинские, а не озерские»... Кыргызские посланцы ответили, что Шорло отказывается от сбора ясака с канских людей. Вероятно, пленные были освобождены, потому что Зансай «Ишею Мергеню внук» оказался в Красноярске, должно быть, в качестве аманата. Но мир был непродолжителен. Уже в 1702 г. «киргизские князцы и улусные люди, по договору своему, с кыштымов своих ясаку не дали и ... аманатов не переменили, и тем договор свой нарушили». Упоминается в документах: 1671 г. Переписная книга г.Красноярска и Красноярского уезда Научные труды академика СВ. Бахрушина т.IV стр.217-230. 1700 г. Допросы прибывших в Москву из Сибири служилых людей о набегах Киргизов, и выписка из дел сибирскаго приказа, о том же, за прежние годы. "Памятники Сибирской истории XVIII века". Книга первая.1882г. Петербург. сс. 1-16 1701 г. Наказная память красноярским служилым людям Р. Торгошину, С. Лопаткину и подьячему К. Елисееву, отправленным к ойратскому зайсану Абе и кыргызскому князцу Корчюну с предложением дать шерть и прекратить набеги кыргызов на сибирские города и остроги Международные отношения в Центральной Азии. XVII-XVIII вв. Документы и материалы. Книга 1-2. М. Наука. 1989, №82, с.224 – 229 1701г. Посылка казачьяго десятника Романа Торгошина, с подячим и с толмачем, к Калмыкам и Киргизам для переговоров о мире. Памятники сибирской истории XVIII века. СПб., 1882. Книга первая. 1700–1713. № 37, с. 174 – 186. Дополнительно прочитать:
Березиков Н.А., Люцидарская А.А. Знамена сибирских казаков-землепроходцев
|