Форма входа

Категории раздела

Са [3]
Св [1]
Се [1]
См [1]
Со [2]
Ст [1]
Су [1]

Поиск

Наши баннеры

Получить код

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Вторник, 19.03.2024, 12:40
Приветствую Вас Гость | RSS
ПЕРВОПРОХОДЦЫ
Главная | Регистрация | Вход
Именной список


Главная » Статьи » С » См

Смиренников Василий

Смиренников Василий (?—1699) - стрелецкий пятидесятник полка А. Бейтона, Нерчинский пятидесятник.

В 1684 году Василий Смиренников был включен в состав шестисотенного полка А. Бейтона, сформированного в Тобольске. В 1685 году полк был направлен на Амур.
В 1686—1687 годах В. Смиренников участник обороны Албазинской крепости.
В ноябре 1686 году подьячие Посольского приказа Н. Венюков и И. Фаворов доставили китайскому императору Канси грамоту русского правительства об урегулировании ситуации относительно Албазинского острога.
В связи с прибытием посланников от Российских царей, 13 августа 1687 г. по указу Богдыхана Маньчжурское войско, стоявшее в трех верстах от Албазина, начало отступление к Айгунской крепости.
29 августа в албазинскую крепость приехали 10 маньчжуров и потребовали от Бейтона прислать своих представителей «в китайские полки» для переговоров. В тот же день от Албазинцев на переговоры были направлены пятидесятник Васька Смиренников, Анцыфор Кондратьев, толмач Артюшка Мунгал. Маньчжуры сообщили переговорщикам, что они начали отвод своего войска до крепости на устье Зеи. Из разговоров с китайскими Воеводами им также стало известно, что с этого дня Албазинцы свободно могут перемещаться по своей необходимости: ходить на соболиный или на рыбный промыслы, строиться дворами, «и чтоб де Русские люди их Китайских людей ни в чем не опасались». Несмотря на то, что основная часть маньчжурских войск от Албазинской крепости отошла, около нее остались маньчжурские посты и разъезды, которые продолжали держать Албазинских защитников фактически в блокаде.
До завершения мирных переговоров с маньчжурским Китаем, Василий Смиренников оставался в Албазине.
27 августа 1689 года был подписан первый в истории договор России с Китаем – Нерчинский, согласно которому Россия уступала Амур Цинскому Китаю. Нерчинск оставался крайним восточным пунктом русских владений.
31 августа, Ф.А. Головин отправил Бейтону указную память, где ему предписывалось "собрав всех служилых людей, сказав им о том указ великих государей, и город Албазин разорить, и вал раскопать без остатку, и всякие воинские припасы (пушки, и зелье, и свинец, и мелкое ружье, и гранатную пушку, и гранатные ядра), и хлебные всякие припасы, и печать албазинскую взяв с собою, и служилых людей з женами и з детьми и со всеми их животы вывесть в Нерчинской. А строение деревянное, которое есть в Албазине, велеть зжечь, чтоб никакова прибежища не осталось... И разоря Албазин, со всеми воинскими припасы и хлебными запасы в Нерчинск вытти нынешним водяным путем".
В числе других Албазинцев, В. Смиренников принимал участие в разрушении Албазинской крепости. Осенью 1689 года он в числе последних защитников Албазина покинул разрушенную крепость. Ему было поручено вывезти с Албазинского городища в Нерчинск «всякую казну и снаряд». Но Смиренников и его товарищи «за позданием времени до Нерчинска тоя осени дойти не могли». В Нерчинск они прибыли только в августе 1990 года.
Сразу по прибытии в Нерчинск В. Смиренников, как и другие Албазинцы, подал челобитную об оказании ему материальной помощи за потерю уничтоженных в 1689 году маньчжурами хлебных посевов. Просьба была удовлетворена. В резолюции окольничего Ф.А. Головина на это прошение было указано: «Выдать ... Пятидесятнику Ваське Смиренникову шесть рублев...».
В ноябре 1690 года В. Смиренников сдал привезенную им Албазинскую казну и снаряд Нерчинскому приказной избы целовальнику Григориью Солдатову по описи.
За храбрость Албазинские казаки и крестьяне, по повелению Окольничего Ф. А. Головина были награждены: пешие казаки записаны в конные, их дети приняты в службу; крестьяне определены в пешие казаки. Василий Смиренников был поверстан в Нерчинские служилые в прежнем звании.
В Нерчинске в 1690 г. трое ясачных "брацких людей" словесно подали жалобу воеводе Ф.И. Скрипицыну. Они сказали, что в их отсутствие нерчинские пятидесятник из полка Бейтона Василий Смиренников и конный казак Наум Козьмин с 13 служилыми безо всякой причины разгромили их юрты, убили жен и детей (5 мальчиков и 3 девочки) возрастом от 7 до 16 лет. Нерчинские служилые угнали принадлежавших бурятам лошадей, баранов и верблюдов. Настигнутые бурятами на обратном пути убийцы вернули скот, но пострадавшие требовали возмещения за убитых родственников. В свое оправдание нерчинский пятидесятник сказал, что ясачный тунгус Дипчан известил его о том, что в бурятских улусах находится "братской мужик Мяхачин", который явно замышлял измену. Он спрашивал Дипчана, можно ли под русские избы "розкласть огонь и от тог огня изба загоритца или как де из лука стрелить в окно ночью убъет ли вызбе человека", на что тот отвечал: "изба не зогоретца потому у казаков де и в избах огонь держат, а избы от того не згарают", и "хто и в окно из лука станет стрелять и тем де в избе человека не убет потому у избе де у окон запоры деревянные". Для этнографов данный разговор является интересным примером восприятия русской культуры иноземцами. А вот казаками новость была однозначно воспринята как угроза жизни им и их семьям. Мятежника нашли в улусе бурят. Не поддавшись "на разговоры", тот якобы, спрятавшись за бурятских детей, стал стрелять по казакам из лука, на что те ответили ружейным огнем. Убив и его, и тех, кто был рядом. Иск пострадавших бурят был удовлетворен — за убитых отдано "семь скотин".
Не позднее 1699 года Василий Смиренников умер или погиб, так как в «Книге великого государя царя и великого князя Петра Алексеевича, всеа великия и малыя и белыя России самодержца, под денежной сметной и пометной списки 208 (1699) года Московского списка дворянину и Нерчинским и теленбинским и Аргунским и Танцынским и Читинским детям боярским и ружникам и обротчикам и подъячим и служилым людям конным и пешим с денежными оклады и кто имяны в котором остроге конных и пеших казаков служит и что посадских людей годоваго оброку по окладу в Нерчинску» его оклад остался полностью не полученным и числился «убылым».

Упоминается в документах:
 


Дополнительно прочитать:
 

Категория: См | Добавил: ostrog (22.03.2016)
Просмотров: 923 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2024